
Добавлено:
30 апр 2007, 22:00
Almansor
Первое Мая и День Труда. История праздника.
раздел: Главная страница | категория: Статьи В первый понедельник сентября в США и Канаде отмечают День Труда\ Labor Day . В Европе и бывшем СССР День Труда (или День Международной Солидарности Трудящихся) отмечают 1 мая. При этом, праздник 1 мая также имеет американские корни - он отмечается в память событий, произошедших в Чикаго в 1886 году.
День Труда и Первое Мая имеют много общих черт, однако они имеют также и серьезные различия. Идеология Дня Труда предусматривает, что это праздник абсолютно всех работающих людей, вне зависимости от уровня их власти, благосостояния и т.п. Современный коммунистический журнал Liberation & Marxism , издающийся в США, подчеркивает, что "Первое Мая отмечают только рабочие, а День Труда пропагандирует миф, что Труд и Капитал работают совместно".
День Труда
На сайте Министерства Труда США\ Department of Labor содержится следующее определение праздника: "Этот праздник посвящен общественным и экономическим достижениям американских трудящихся. Он олицетворяет уважение, которое испытывает народ к трудящимся, обеспечивающим мощь, благосостояние и процветание нашей страны".
Идею празднования Дня Труда предложил Питер МакГвайр\ Peter McGuire , столяр-мебельщик, переехавший в США из Ирландии и впоследствии ставший одним из лидеров профсоюза "Братство Кузнецов и Столяров\ Brotherhood of Carpenters and Joiners . 18 мая 1882 года на встрече профсоюзных активистов он предложил, чтобы трудящиеся получили день, когда они могли бы организовать массовые парады.
Впрочем, у этой версии есть оппоненты. Авторство Питера МакГвайра оспаривает другой профсоюзный лидер (и также ирландец, обладавший схожей по звучанию и написанию фамилией) Мэтью Макгвайр \ Matthew Maguire , который был механиком (или слесарем) и секретарем Центрального Рабочего Союза\ Central Labor Union в Нью-Йорке. В пользу приоритета Мэтью говорит тот факт, что именно возглавляемый им профсоюз первым создал оргкомитет, занимавшийся подготовкой праздничной демонстрации и праздничного пикника.
Во вторник, 5 сентября 1883 года, День Труда впервые прошел в Нью-Йорке - в параде и манифестации приняли участие около 100 тыс. человек, отпросившихся с работы (различные исследования показывают, что они составляли не менее 30-60% работавших нью-йоркцев). После этого День Труда начал триумфальное шествие по США. В том же году Central Labor Union предложил отмечать праздник в первый понедельник сентября.
В 1885-1886 годы первые законодательные акты, официально признающие День Труда, приняли некоторые городские муниципалитеты. На уровне штата первый такой закон был предложен в Нью-Йорке. Однако его опередил штат Орегон, который в феврале 1887 года сделал первый понедельник сентября нерабочим днем и официальным праздником на территории штата. В том же году День Труда получил официальный статус в штатах Нью-Йорк, Колорадо, Массачусетс и Нью-Джерси. В ближайшие годы к ним присоединились Коннектикут, Небраска и Пеннсильвания. К 1894 году День Труда был признан 23 штатами (на тот момент в составе Соединенных Штатов насчитывалось 44 штата) .
Через семь лет, 28 июня 1894 года, президент США Гровер Кливленд\ Grover Cleveland утвердил закон, принятый Сенатом США\ US Senate , который придал Дню Труда государственный и общенациональный статус. По иронии судьбы, Кливленд был яростным противником профсоюзов. До того, как одобрить традицию Дня Труда, Кливленд печально прославился подавлением стачки в Чикаго (опять в Чикаго). Тогда забастовали рабочие компании Pullman , производившей комфортабельные спальные вагоны (по имени изобретателя и создателя фирмы, получившие название "пульмановских"). Стачку организовал Американский Союз Железнодорожников\ American Railway Union , который придал ей общеамериканский размах - на многих железных дорогах США перестали ходить поезда, что привело и к параличу почты. После того, как профсоюз проигнорировал судебный ордер, предписывающий остановить стачку, Кливленд отдал приказ войскам вмешаться.
Кливленд произнес прославившую его фразу: "Даже если для того, чтобы доставить почтовую открытку в Чикаго потребуется вся мощь армии и военно-морского флота США, эта открытка будет доставлена". Волнения были подавлены (солдаты убили и ранили несколько человек), лидеры профсоюза арестованы, однако в календаре США появился День Труда. Впрочем, современный исследователь этой истории Линда Альтман\ Linda Altman , автор книги "Пульмановская Стачка 1894 года"\ The Pullman Strike of 1894: Turning Point for American Labor , считает проигранную забастовку гигантской победой американских рабочих. По ее мнению, они впервые ощутили собственную силу, а власти страны впервые поняли, что с организованными рабочими следует считаться в той же мере, что и с деловыми кругами.
Кроме того, День Труда стал уникальным праздником. Сэмюэль Гомперс\ Samuel Gompers , основатель и многолетний руководитель мощного профсоюзного объединения Американская Федерация Труда\ American Federation of Labor , оценивал его следующим образом: "Все другие праздники в большей или меньшей степени связаны с конфликтами и сражениями, с победой одного человека над другим, со славой, приобретенной одним народом в столкновении с другим. День Труда посвящен не человеку - живому или мертвому, не секте, расе или народу, а всем".
Мелвин Дубофски\ Melvyn Dubofsky , автор исследования "Американский Труд: Документиальная История"\ American Labor : A Documentary History , отмечает, что "профсоюзный" характер Дня Труда постепенно утратил свое значение. Численность и влияние профсоюзов в США достигли своего пика в начале 1950-е годы, когда в их рядах состояли 40% взрослых американцев. Ныне численность трейд-юнионов упала до примерно 13-14%. Поэтому ныне День Труда в США является полуофициальным окончанием летнего сезона (сезон начинается в последний понедельник мая, когда отмечается День Памяти\ Memorial Day ), дополнительным выходным, когда не работают большинство фирм и практически все государственные учреждения. Именно между этими праздниками проходят летние отпуска, а на работу в офис можно надевать светлые брюки. Многие колледжи и некоторые школы США начинают учебный год после Дня Труда.
1 Мая
История праздника 1 Мая, Дня солидарности трудящихся, начинается с июля 1889 года (то есть, через пять лет после того, как в США официально появился День Труда). Тогда состоявшийся в Париже международный конгресс, на котором был создан Второй Интернационал, принял решение о ежегодном праздновании всем мировым пролетариатом священного дня в память о героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров.
Поводом для этого решения были события, произошедшие 4 мая 1886 года в Чикаго - в США они известны под названием "Бунт на Сенном Рынке"\ Haymarket Riot . События развивались следующим образом. 1 мая 1886 года (то есть, через четыре года после первого неофициального празднования Дня Труда) профсоюзы США организовали стачку, требуя ввести на чикагских предприятиях 8-ми часовой рабочий день (на тот момент, продолжительность рабочего дня составляла 10-12 часов, единственным выходным был воскресенье). Сторонники профсоюзов были особенно многочисленны в Чикаго. 3 мая на участников стачки, собравшихся возле одного из предприятий, напала полиция - двое рабочих были убиты, несколько ранены. После этого чикагские анархисты (в ту пору - весьма многочисленная и агрессивная организация) призвали к проведению митингов в деловом центре города - на Сенном Рынке. В распространявшихся листовках содержались призывы как к наказанию полицейских, так и к восстанию. 4 мая начался митинг. Толпу рабочих (примерно 3 тыс. человек) окружали полицейские. В начале митинга, в толпе стоял и мэр Чикаго, который в скором времени удалился с места событий. Через некоторое время полиция приказала рабочим разойтись. Далее произошло следующее - вблизи группы полицейских разорвалась бомба: один страж порядка был убит, около 70-ти - ранены. Полицейские немедленно выхватили револьверы и открыли огонь по толпе, ранив несколько десятков (по одним данным 160, по другим - 200 и более) человек и убив 11. До сего дня неизвестно - кто изготовил и бросил бомбу.
После этого начались аресты. Восемь лидеров чикагских анархистов были арестованы (пятеро из них были иммигрантами из Германии). На суде не было представлено никаких доказательств, что кто-либо из арестованных имел отношение к этому теракту. Однако суд присяжных признал всех восьмерых виновными в убийстве полицейского, семеро были приговорены к смертной казни, восьмой - получил 15 лет тюремного заключения. Этот приговор вызвал волну протестов, как в США, так и во всем мире. Особенно активны были рабочие Англии, Голландии, России, Италии, Франции и Испании. Любопытно, что в Германии (именно немцами было большинство осужденных) акции протеста были запрещены властями.
Впоследствии губернатор штата Иллинойс помиловал двух приговоренных к смерти, заменив виселицу - пожизненным заключением. Один из смертников в камере покончил с собой (он взял в рот и взорвал миниатюрное взрывное устройство, замаскированное под сигару). 11 ноября четверо анархистов с пением "Марсельезы" вошли на эшафот и были повешены. В 1893 году на их могиле был установлен монумент, названный "Мученики Сенной Площади"\ Haymarket Martyrs Monument . В том же году губернатор помиловал оставшихся трех арестованных по причине того, что вся "чикагская восьмерка" была невиновна в инкриминируемом им преступлении. Историк Джеймс Грин\ James Green , автор книги "Смерть на Сенном Рынке"\ Death in the Haymarket , называет этот приговор "одной из самых ужасных ошибок, совершенных американской юстицией".
После событий в Чикаго Социалистическая Партия США\ Socialist Party начала отмечать 1 мая как праздник борьбы рабочих за свои права. Однако эта идея не была поддержана многими американскими профсоюзами. К примеру, мощный профсоюз "Рыцари Труда"\ Knights of Labor , в руководство которого входили и несколько марксистов, в 1886 году официально запретил своим членам принимать участие в первомайских акциях, опасаясь негативной реакции со стороны работодателей и властей. В США 1 мая стало не днем солидарности трудящихся, а, прежде всего, днем борьбы за восьмичасовой рабочий день.
После решения Второго Интернационала, 1 мая 1890 года праздник Первого Мая впервые отмечался рабочими в международном масштабе. Демонстрации прошли в США и большинстве стран Европы, а также в Чили и Перу. В 1891 году этот праздник впервые отметили в России, Бразилии и Ирландии, в 1920 году - в Китае, в 1927 году - в Индии.
Историк Энтони Авени\ Anthony F . Aveni , автор книги "Краткая История Наших Праздников"\ The Book of the Year : A Brief History of Our Holidays , отмечает, что в США и большинстве стран мира день 1 мая приобрел характер акции, проводимой людьми коммунистической, анархической и левой ориентации. В 1947 году, с началом Холодной войны, организация Ветераны Иностранных Войн\ Veterans of Foreign Wars переименовала праздник Первого Мая в "День Верности"\ Loyalty Day (это решение впоследствии поддержал Конгресс США\ US Congress ), который должен был символизировать верность американцев своей стране (коммунисты и люди левых взглядов часто считались тайными агентами СССР и людьми с "двойной лояльностью"). В День Верности проводились демонстрации и парады, однако на волне Вьетнамской войны популярность этого праздника сошла на "нет", и он, практически, забыт.
Ныне в США (а также в Канаде и некоторых странах Западной Европы) подавляющее большинство населения знает этот день как день прихода весны.
Washington Profile
Добавлено спустя 16 минут:
Иосиф Сталин
Сочинения в 16 томах
Том 2
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПЕРВОЕ МАЯ!
Товарищи!
Еще в прошлом столетии решили рабочие всех стран ежегодно праздновать сегодняшний день, день Первого мая. Это было в 1889 году, когда на Парижском конгрессе социалистов всех стран постановили рабочие именно сегодня, в день Первого мая, когда природа просыпается от зимней спячки, леса и горы покрываются зеленью, поля и луга украшаются цветами, солнце начинает теплее согревать, в воздухе чувствуется радость обновления, а природа предается пляске и ликованию, - они решили именно сегодня заявить всему миру громко и открыто, что рабочие несут человечеству весну и освобождение от оков капитализма, что рабочие призваны обновить мир на основе свободы и социализма.
У каждого класса имеются свои излюбленные праздники. Дворяне завели свои праздники, и на них они провозглашают "право" обирания крестьян. Буржуа имеют свои, и на них они "оправдывают" "право" эксплуатации рабочих. Есть праздники и у попов, и на них они восхваляют существующие порядки, где труженики гибнут в нищете, а тунеядцы утопают в роскоши.
Должен быть свой праздник и у рабочих, и на нем они должны провозгласить: всеобщий труд, всеобщую свободу, всеобщее равенство всех людей. Этот праздник - праздник Первого мая.
Так решили рабочие еще в 1889 году.
С тех пор боевой клич рабочего социализма все сильнее раздается на митингах и демонстрациях в день Первого мая. Все шире разливается океан рабочего движения, захватывая новые страны и государства от Европы и Америки до Азии, Африки и Австралии. Слабый когда-то международный союз рабочих вырос в продолжение всего нескольких десятков лет в грандиозное интернациональное братство, имеющее регулярные конгрессы и объединяющее миллионы рабочих всех концов мира. Высокими волнами вздымается море пролетарского гнева и все грознее наступает на колеблющиеся твердыни капитализма. Разыгравшаяся недавно великая забастовка углекопов в Англии, Германии, Бельгии, Америке и т.д., забастовка, нагнавшая страх на эксплуататоров и царей всего мира, - явный признак того, что социалистическая революция не за горами...
"Мы не чтим златого кумира!" Не нужно нам царства буржуа и угнетателей! Проклятие и смерть капитализму с его ужасами нищеты и кровопролитий! Да здравствует царство труда, да здравствует социализм!
Вот что провозглашают в сегодняшний день сознательные рабочие всех стран.
И уверенные в своей победе, спокойные и сильные, гордо шествуют они по пути к обетованной земле, по пути к светлому социализму, шаг за шагом осуществляя великий призыв Карла Маркса: "рабочие всех стран, объединяйтесь!"
Так празднуют Первое мая рабочие свободных стран.
Русские рабочие с тех пор, как они начали приходить к сознанию своего положения, не желая отстать от своих товарищей, всегда присоединялись к общему хору своих заграничных товарищей, празднуя заодно с ними Первое мая, несмотря ни на что, несмотря на зверские репрессии царского правительства. Правда, за последние 2-3 года, в период контрреволюционной вакханалии и партийного развала, промышленной депрессии и мертвящего политического равнодушия среди широких масс, русские рабочие лишились возможности по-старому праздновать свой светлый рабочий праздник. Но начавшееся в последнее время оживление в стране, экономические забастовки и политические протесты среди рабочих по поводу хотя бы пересмотра дела втородумцев социал-демократов, нарождающееся недовольство среди широких слоев крестьян, ввиду охватившей свыше 20 губерний голодовки, протесты сотен тысяч приказчиков против "обновленного" строя российских зубров, - все это говорит за то, что мертвящая спячка проходит, уступая место политическому оживлению в стране и прежде всего среди пролетариата. Вот почему в этом году русские рабочие могут и должны в сегодняшний день протянуть руку своим заграничным товарищам. Вот почему они должны в той или иной форме праздновать вместе с ними Первое мая.
Они должны сказать сегодня, что они заодно с товарищами свободных стран - не чтят и не будут чтить златого кумира.
Они должны кроме того добавить к общему требованию рабочих всех стран свое собственное, русское требование о свержении царизма, об установлении демократической республики.
"Нам ненавистны тиранов короны!" "Цепи народа- страдальца мы чтим!" Смерть окровавленному царизму! Смерть дворянской поземельной собственности! Смерть хозяйской тирании на фабриках, заводах и рудниках! Земля - крестьянам! и часов работы - рабочим! Демократическая республика - всем гражданам России!
Вот что должны еще провозгласить в сегодняшний день русские рабочие.
Это ложь и лакейство перед Николаем последним, когда русские либералы уверяют себя и других, что царизм упрочился в России и он способен удовлетворить основные нужды народа.
Это обман и фарисейство, когда русские либералы поют на все голоса, что революция умерла, и мы живем в "обновленном" строе.
Посмотрите вокруг себя: разве многострадальная Россия похожа на "обновлённую", "благоустроенную" страну ?
Вместо демократической конституции - режим виселиц и дикого произвола!
Вместо всенародного парламента - черная Дума черных помещиков!
Вместо "незыблемых основ гражданской свободы", вместо свободы слова, собраний, печати, союзов и стачек, обещанных еще в манифесте 17 октября - мертвая рука "усмотрений" и "пресечений", закрытые газеты, высланные редакторы, разрушенные союзы, разогнанные собрания!
Вместо неприкосновенности личности - избиения в тюрьмах, издевательства над гражданами, кровавая расправа с забастовщиками на Донских приисках!
Вместо удовлетворения крестьянских нужд - политика дальнейшего обезземеления крестьянских масс!
Вместо упорядоченного государственного хозяйства - воровство в интендантствах, воровство в железнодорожных управлениях, воровство в лесном хозяйстве, воровство в морском ведомстве!
Вместо порядка и дисциплины в правительственном механизме - подлоги в судах, шантаж и вымогательства в сыскных полициях, убийства и провокация в охранных отделениях!
Вместо международного величия русского государства - позорный провал русской "политики" в делах Ближнего и Дальнего Востока, роль палача и разорителя в делах истекающей кровью Персии!
Вместо успокоения и благоденствия обывателей - самоубийства в городах и ужасающая голодовка 30-миллионного крестьянства в деревнях!
Вместо оздоровления и очищения нравов - неслыханный разврат в монастырях, в этих твердынях официальной морали!
И как завершение картины - зверский расстрел сотен тружеников на Ленских приисках!..
Разрушители добытых свобод, поклонники виселиц и расстрелов, авторы "усмотрений" и "пресечений", воры-интенданты, воры-инженеры, грабители-полицейские, убийцы-охранники, развратники-Распутины - вот они, "обновители" России!
И есть еще на свете люди, осмеливающиеся утверждать, что в России все благополучно, революция умерла!
Нет, товарищи: там, где голодают миллионы крестьян, а рабочих расстреливают за забастовку - там революция будет жить, пока не сотрется с лица земли позор человечества - русский царизм.
И мы должны сказать в сегодняшний день, в день Первого мая, в той или иной форме, на митингах, массовках или тайных собраниях - где как целесообразнее будет, - что клянемся бороться за полное свержение царской монархии, что приветствуем грядущую русскую революцию, освободительницу России!
Так протянем же руку нашим товарищам за границей и провозгласим вместе с ними:
Долой капитализм!
Да здравствует социализм!
Подымем знамя русской революции и напишем на нем:
Долой Царскую монархию!
Да здравствует демократическая республика!
Товарищи! Мы празднуем сегодня Первое мая! Да здравствует Первое мая!
Да здравствует Международная Социал-Демократия!
Да здравствует Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия!
Центральный Комитет РСДРП
Издано отдельной прокламацией Печатается по рукописи 4 апреля 1912 е.